В теории гидродинамики доказывается, что напор (т.е.
энергия!), который сообщает насос жидкости, расходуется в общем случае на три
слагаемых (рис. 1):
|
Рис. 1. Принципиальная схема простейшей насосной
установки |
1. Жидкость надо поднять с уровня в первой ёмкости на уровень
во второй ёмкости. Это так называемая геометрическая высота, её обозначают Нг;
2. Насосу надо преодолеть разность давлений между емкостями, из
которой он забирает жидкость (её так и называют – заборная ёмкость), и той, в
которую он закачивает: .
3. На пути из ёмкости 1 в ёмкость 2 жидкость проходит
какой-то путь, и на этом пути затрачивает энергию на преодоление сил собственного
трения (эту величину так и называют – потери
напора на трение) hтр. И ещё жидкости приходится
преодолевать всевозможные препятствия, которые мы на её пути поставили –
повороты, расширения, сужения и т.д. Эту величину называют потери напора в местных сопротивлениях hм.с.. Общая потеря напора будет
равна
В итоге получается такая простая и красивая формула, в
которой хорошо видны три названные слагаемые
В этой формуле Н –
напор (энергия!), который должен сообщить насос жидкости, чтобы она смогла
дойти из одной точки в другую с заданным расходом Q.
Совершенно понятно, что расход жидкости Q может меняться. При этом будет меняться скорость потока. Так
вот первые два слагаемых не зависят от скорости движения среды. А третья
величина от скорости зависит, и очень сильно.
Ради упрощения пока пренебрежём величиной потери напора в
местных сопротивлениях и сосредоточимся на потерях напора на
преодоление сил трения – это главный наш «враг» при транспорте жидкостей по
трубопроводам. В прикладной гидродинамике для расчётов величины
широко
используется ставшая классической формула Дарси-Вейсбаха
где l – длина трубопровода; м; d –диаметр трубы, м; w – скорость потока, м/с; λ –
коэффициент трения, безразмерная величина; g – ускорение свободного падения, 9,81
м/с2.
Величину коэффициента трения λ можно найти, если
известен режим движения потока – ламинарный
или турбулентный.
А отличить один режим от другого можно по значению критерия
(числа) Рейнольдса, который находится по формуле
где ρ – плотность жидкости, кг/м3; μ –
динамический коэффициент вязкости жидкости, Па×с.
Опытным путём установили, что если то режим движения будет ламинарным. Если же
то режим движения турбулентный.
А вот если
то мы не знаем, какой
режим будет. Этот диапазон значений критерия Рейнольдса назвали переходной
областью.
Как правило, в технологических трубопроводах мы специально
создаём турбулентный режим движения – при перекачивании он экономически
выгоднее.
Так вот, для турбулентного режима коэффициент трения λ
находится по формуле Блазиуса
Эта формула получена путём обобщения огромного числа опытных
данных, т.е. является эмпирической.
Применима она только для гладких труб.
Если труба старая и шероховатая, то расчёт коэффициента трения λ
усложняется. Здесь я этот случай не рассматриваю. В контрольной работе вы
будете рассчитывать новый трубопровод с гладкими трубами.
Перейдём к цели работы.